Статьи ArtiTeq

Самые известные картины всех времён

Труды наших предков

 

Живопись — совершенно особенный вид искусства. Еще наши предки, занимавшиеся охотой и собирательством и греющиеся по вечерам в пещере около костра, оставляли на каменных стенах память о себе: о том, что и они когда-то жили, путешествовали, думали и боролись за свою жизнь. Именно об этой древней борьбе и рассказывает нам наскальная живопись, найденная в пещере Альтамира.



Пещера Альтамира, расположенная в Испании, была открыта в 1879 году археологом Марселино Санс де Саутуола. Любопытный факт: в день открытия археолог взял с собой на работу свою 9-летнюю дочку, которая также считается полноправным первооткрывателем этого искусствоведческого чуда.

Все рисунки в пещере выполнены с поразительной точностью и детализацией. Так, пещера знаменита изображениями бизона, лошади и кабана, которые полностью соответствует всем анатомическим знаниям об этих животных. Кроме того, поражает разнообразие инструментов, которыми пользовались наши предки, жившие в эпоху позднего палеолита: уголь, охра, гематит…

Живопись и христианство

 

Не так давно начался XXI век, но почему мы называем его именно двадцать первым? Неужели мир существует лишь 2000 с лишним лет? Безусловно, нет. Но мир, каким мы его знаем сегодня, существует действительно не так давно, и «виновато» в этом христианство.

Христианство изменило всю человеческую природу, переменило сущность и смысл жизни целых народов. Иконопись, как важнейшая стезя в истории искусства, является одной из самых древнейших и популярных форм живописи.

Именно поэтому в этой статье мы расскажем о, пожалуй, самой знаменитой иконе в истории человечества — Христос Пантократор из Синайского монастыря, созданной в VI веке нашей эры.



Только представьте: именно это изображение Иисуса Христа стало в некотором роде «каноническим», «единственно верным». До создания этой иконы, Иисуса изображали по-разному, и иногда случалось так, что на одном изображении он выглядел совершенно иначе, нежели на другом. Но после создания «Христоса Пантократора из Синайского монастыря» все изменилось, и образ Иисуса Христа как человека с длинными темными волосами и худым вытянутым лицом навсегда закрепился в умах людей, дойдя до нашего времени практически без изменений.

Век Леонардо

 

Говоря о самых известных картинах всех времен невозможно не упомянуть Леонардо да Винчи. Более того — в принципе, весь «рейтинг» картин можно было бы отдать этому итальянскому творцу, мастеру и гению. Предлагаем вам насладиться двумя его наиболее известными и поражающими воображение произведениями.

Первое монументальное произведение — «Тайная вечеря» (1495 — 1498). На ней изображена последняя трапеза Иисуса Христа и его учеников — двенадцати апостолов. Картина полна отсылками к библейским текстам и многочисленными подсказками.



Так, единственный человек, поставивший на стол локоть — Иуда. Он же сжимает в кулаке небольшой мешочек (вполне вероятно, с теми самыми монетами, которые ему заплатили за предательство). Иисус же вписан в самый центр композиции, как зрительно, так и ментально: руками он указывает на хлеб и вино, символизируя тем самым плоть и кровь.
Наверняка вы знаете о том, что Леонардо да Винчи был не только художником, но и ученым, математиком, изобретателем, музыкантом… И в этой картине он проявил не только свой талант живописца. Так, например, в «Тайной вечере» всё напоминает зрителю и цифре 3: апостолы сидят по трое, в комнате три окна, фигура Иисуса вписана в правильный треугольник, с каждой стороны комнаты по три проёма, а в потолке видно ровно тридцать отверстий.
Вторая картина — «Джоконда» или же, как ее принято называть сейчас, «Мона Лиза». Считается самой дорогой картиной в мире. Впрочем, в этих словах есть доля обмана: у «Джоконды» вообще нет цены. Руководители французского Лувра, где она сейчас хранится, а также власти Франции, неоднократно заявляли, что картина не будет продана никогда, никому и ни за какие деньги.


На полотне изображена госпожа Лиза дель Джокондо. Кто она такая — неизвестно, но наиболее распространенное предположение гласит, что «Мона Лиза» — не кто иная, как супруга торговца шелком из Флоренции.
Поговорим о том, почему «Джоконда» является не только самой дорогой картиной мира, но и единственной картиной, которую просто нельзя купить. Причина этому — улыбка. Улыбка Моны Лизы — одна из самых знаменитых и до сих пор неразгаданных тайн живописи. Писатель Теофиль Готье говорил: «В эту женщину и ее улыбку опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя». Улыбка женщины, написанной кистью Леонардо да Винчи, скромна, застенчива, и в то же время игрива и непокорна. Взгляд Моны Лизы, также как и улыбка — спокойный, скромный, и вместе с тем преисполненный интересом и озорством.
Пытаясь объяснить эту улыбку, многие современные исследователи сходятся во мнении о том, что улыбка эта обращена непосредственно к художнику. Она была поражена тем, как ясно и полно он увидел ее душу, образ, как сумел заглянуть внутрь ее естества. Но она, как и любая женщина, не хочет показать мужчине всю себя, она хочет сохранить в себе тайну, и она смотрит на него намеренно легко и спокойно, чуть улыбаясь, в то время как да Винчи понимает это и пишет Джоконду такой, какая она есть на самом деле, словно бы «раздевая» ее догола — оголяя ее душу и сущность.

Конец эпохи — «Черный квадрат»


Прошлый век не зря считается веком, когда человечество не просто поднялось на еще одну ступень своего развития, а перескочило несколько этих ступеней. История XX века насчитывает огромное количество стилей живописи, начиная от кубизма и примитивизма и заканчивая реализмом.

«Черный супрематический квадрат» (или просто «Черный квадрат») кисти Казимира Малевича — одна из самых знаменитых картин в мире.



Существует множество объяснений того, что на самом деле хотел сказать своей картиной Малевич, но, в отличие от других загадок живописи, современные искусствоведы знают ответ на этот вопрос. Теперь его узнаете и вы.
В начале XX века кубизм и геометризация получили невиданное распространение. Буквально каждый художник пробовал рисовать в этом стиле, а каждый второй бросал свой основной стиль и становился кубистом. Творений в стиле «треугольник, квадрат и круг в прямоугольной комнате» становилось так много, что нужен был кто-то, кто положит этому конец. И этим человеком стал Казимир Малевич. Своим «Черным квадратом» он словно бы крикнул всему миру: «Стоп! Хватит! Довольно!». Он показал миру, что дальше упрощать живопись уже некуда. Что может быть проще и примитивнее черного квадрата? Что является еще большим кубизмом? Ответ прост: ничего. Именно своей картиной Малевич положил конец разбушевавшейся мании геометризации, а его картина с тех пор олицетворяет закат кубизма, некогда захватившего умы живописцев.

Наши дни — смешение культур и стилей


Известно ли вам имя Жан-Мишель Баския? Вряд ли, если вы не интересуетесь живописью. Однако именно этот американский художник является одним из самых дорогих творцов современности.

Так, его произведение «Затуманенные головы» было продано больше чем за 48 миллионов долларов.



Разбирать эту, как и многие другие современные картины, практически не имеет смысла. Она поразительно гениальна и удивительно глупа, красочна и пессимистична, композиционно хороша и дьявольски ничтожна. Но посмотрите на это произведение — что вы в нем видите? Может быть, вы скажете, что «такое нарисовал бы и ребенок»? Но вспомним слова Пабло Пикассо: «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует дитя». И именно поэтому Жан-Мишель Баския — гениальный творец.